2017-12-26 15:13:04
ГАЗЕТА «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ» РАСКРИТИКОВАЛА ЗАКУПКУ ЭЛЕКТРОБУСОВ
17
ГАЗЕТА «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ» РАСКРИТИКОВАЛА ЗАКУПКУ ЭЛЕКТРОБУСОВ
На сайте госсзакупок появился лот о закупке для ГУП «Мосгортранс» электробусов на 31 885 016 455, 85 рублей. Публикуем выдержки из комментария газеты «Новые Известия».
План закупок № 201705732000024003 подразумевает поставку «экологичных электробусов» (с дизельным отопителем типа Webasto для обогрева салона и батарей) вкупе со станциями «ультрабыстрой зарядки» (их число не указывается), а также их последующее обслуживание в течение 15 лет по «контракту жизненного цикла» (КЖЦ). Грубый расчет показывает, что один электробус будет стоить налогоплательщикам более 106 млн рублей (справедливости ради скажем, что «НИ» делит сумму контракта на предполагаемые 300 электробусов, о закупке которых не раз говорил М.Ликсутов. В документах, в данный момент выложенных на сайте госзакупок, эта цифра пока не фигурирует - ред.).
«Из 106 млн примерно 35 стоит сам электробус, 15-20 - зарядная станция, остальное - сервисное обслуживание в течение 15 лет. Эксплуатация электробуса по КЖЦ стоит на порядок дороже автобуса, - говорит источник московского Департамента транспорта. - Использование ультрабыстрой зарядки требует стягивания больших мощностей на конечных станциях, прокладки подземных кабелей. Зарядка токами свыше 250 ампер уменьшает срок службы аккумуляторов, ведет к простоям электробусов на конечных для зарядки, что вынуждает увеличивать количество электробусов на линии. Это повышает расходы на работу маршрута».
Подтверждает мнение эксперта и ученые МГТУ имени Баумана. В этом году по заданию мэрии специалисты проводили «Математическое моделирование движения электробуса» на городском маршруте г. Москвы. Виртуальные испытания электробуса» (закупка № 31705130732- стоимость работ 2 млн рублей ), которые выяснили, что стоимость эксплуатация электробуса «существенно выше автобуса» (Стоимость годовой работы троллейбуса по расчетам самого же ведомства Ликсутова на 15,5% дешевле автобуса).
По словам собеседника «НИ», столь высокая цена электробуса обусловлена новизной техники. Электромашина почти целиком будет состоять из ключевых импортных узлов и агрегатов - серийных электробусов и оборудования к ним в России не выпускается. Да и менять некоторые дорогостоящие части придется минимум раз за жизненный цикл. А аккумуляторы - неоднократно. Замена батареи за счет производителя также включена в стоимость контракта.
«Сама система заряда и зарядное устройство прописано под единственного производителя импортных электробусов с зарядным пантографом SHUNG, что является нарушением антимонопольного законодательства, - объясняет источник. - Согласно Техзаданию Московского электробуса, прописан электропортальный мост, который производит единственный концерн ZF (Германия). Аккумуляторные батареи для электробусов тоже планируется поставить импортные. Компрессор, кондиционер, тяговые двигатели, электронное управление также прописаны под зарубежные образцы!»
Для сравнения. 115 электробусов «Тролза» модели 5265, он же троллейбус с увеличенным автономным ходом, Горэлектротрансу Санкт-Петербурга обошелся в 2 млрд рублей. Или порядка 20 млн рублей за штуку.
«В Москве имеется развитая троллейбусная сеть, по сути — простая в обслуживании универсальная подвесная зарядная линия для двух видов транспорта - обычного троллейбуса и электробуса с динамической зарядкой. Это самое оптимальное решение для любого города, где имеется троллейбусное сообщение. Не надо тратить деньги на строительство новой транспортной электробусной системы. Да и в эксплуатации троллейбус будет дешевле».
Комментарий в «Новых Известия» полностью: https://newizv.ru/news/city/25-12-2017/dorozhe-tolko-samolet-moskva-gotova-zakupat-elektrobusy-po-106-mln-rubley-kazhdyy.
Позиция плана закупок: http://zakupki.gov.ru/epz/purchaseplanfz44/purchasePlanStructuredCard/position-info.html?revision-id=3031430&position-number=201705732000024003002226.
На сайте госсзакупок появился лот о закупке для ГУП «Мосгортранс» электробусов на 31 885 016 455, 85 рублей. Публикуем выдержки из комментария газеты «Новые Известия».
План закупок № 201705732000024003 подразумевает поставку «экологичных электробусов» (с дизельным отопителем типа Webasto для обогрева салона и батарей) вкупе со станциями «ультрабыстрой зарядки» (их число не указывается), а также их последующее обслуживание в течение 15 лет по «контракту жизненного цикла» (КЖЦ). Грубый расчет показывает, что один электробус будет стоить налогоплательщикам более 106 млн рублей (справедливости ради скажем, что «НИ» делит сумму контракта на предполагаемые 300 электробусов, о закупке которых не раз говорил М.Ликсутов. В документах, в данный момент выложенных на сайте госзакупок, эта цифра пока не фигурирует - ред.).
«Из 106 млн примерно 35 стоит сам электробус, 15-20 - зарядная станция, остальное - сервисное обслуживание в течение 15 лет. Эксплуатация электробуса по КЖЦ стоит на порядок дороже автобуса, - говорит источник московского Департамента транспорта. - Использование ультрабыстрой зарядки требует стягивания больших мощностей на конечных станциях, прокладки подземных кабелей. Зарядка токами свыше 250 ампер уменьшает срок службы аккумуляторов, ведет к простоям электробусов на конечных для зарядки, что вынуждает увеличивать количество электробусов на линии. Это повышает расходы на работу маршрута».
Подтверждает мнение эксперта и ученые МГТУ имени Баумана. В этом году по заданию мэрии специалисты проводили «Математическое моделирование движения электробуса» на городском маршруте г. Москвы. Виртуальные испытания электробуса» (закупка № 31705130732- стоимость работ 2 млн рублей ), которые выяснили, что стоимость эксплуатация электробуса «существенно выше автобуса» (Стоимость годовой работы троллейбуса по расчетам самого же ведомства Ликсутова на 15,5% дешевле автобуса).
По словам собеседника «НИ», столь высокая цена электробуса обусловлена новизной техники. Электромашина почти целиком будет состоять из ключевых импортных узлов и агрегатов - серийных электробусов и оборудования к ним в России не выпускается. Да и менять некоторые дорогостоящие части придется минимум раз за жизненный цикл. А аккумуляторы - неоднократно. Замена батареи за счет производителя также включена в стоимость контракта.
«Сама система заряда и зарядное устройство прописано под единственного производителя импортных электробусов с зарядным пантографом SHUNG, что является нарушением антимонопольного законодательства, - объясняет источник. - Согласно Техзаданию Московского электробуса, прописан электропортальный мост, который производит единственный концерн ZF (Германия). Аккумуляторные батареи для электробусов тоже планируется поставить импортные. Компрессор, кондиционер, тяговые двигатели, электронное управление также прописаны под зарубежные образцы!»
Для сравнения. 115 электробусов «Тролза» модели 5265, он же троллейбус с увеличенным автономным ходом, Горэлектротрансу Санкт-Петербурга обошелся в 2 млрд рублей. Или порядка 20 млн рублей за штуку.
«В Москве имеется развитая троллейбусная сеть, по сути — простая в обслуживании универсальная подвесная зарядная линия для двух видов транспорта - обычного троллейбуса и электробуса с динамической зарядкой. Это самое оптимальное решение для любого города, где имеется троллейбусное сообщение. Не надо тратить деньги на строительство новой транспортной электробусной системы. Да и в эксплуатации троллейбус будет дешевле».
Комментарий в «Новых Известия» полностью: https://newizv.ru/news/city/25-12-2017/dorozhe-tolko-samolet-moskva-gotova-zakupat-elektrobusy-po-106-mln-rubley-kazhdyy.
Позиция плана закупок: http://zakupki.gov.ru/epz/purchaseplanfz44/purchasePlanStructuredCard/position-info.html?revision-id=3031430&position-number=201705732000024003002226.