2025-05-15 15:34:30

"НАША ТАНЯ". ЛЕГЕНДА МОСКОВСКОГО МЕТРОСТРОЕНИЯ ТАТЬЯНА ФЕДОРОВА

2
"НАША ТАНЯ".
ЛЕГЕНДА МОСКОВСКОГО МЕТРОСТРОЕНИЯ ТАТЬЯНА ФЕДОРОВА

Жанна Артамонова, к.и.н., сотрудница Российского госархива социально-политической истории и наша читательница прислала свой материал о легендарной Татьяне Федоровой. Публикуем его с некоторыми сокращении. Полностью он напечатан на страничке Росархива (https://vk.com/wall-164851212_10934?w=wall-164851212_10934).


Ее называли «наша Таня», «метростроевская мадонна», «первый землепроходец наших славных московских тоннелей и подземных сказочных дворцов», а режиссер К.С. Станиславский – «девочкой из-под земли». Все это о Татьяне Викторовне Федоровой (1915–2001) – первой женщине, возглавившей строительство московского метро.

В 1933 г. на строительство метро с московских мероприятий были мобилизованы комсомольцы. К концу 1934 г. их число составило около 13 тысяч человек. Стройку первой очереди метро называли тогда Комсомолстроем. Основной возраст первопроходцев метро был от 17 до 22 лет. Многие из них впоследствии стали бригадирами, начальниками шахт, руководителями станций и машинистами, положили начало целым династиям метростроевцев. Таким был и трудовой путь Т.В. Федоровой.

Татьяна Викторовна вспоминала, как в октябре 1933 г. на завод «Каучук» в Москве, где она работала с 1931 г., пришел «высокий худой паренек в синем комбинезоне» из горкома ВЛКСМ и рассказал, что для строительства метро требуется много людей: «Работа тяжелая. Работать придется под землей. Объявлен призыв комсомольцев». Так, по комсомольскому призыву, среди многих других тысяч молодых людей, 19-летняя Татьяна Федорова и попала в метро. «Моей первой станцией (…) была станция им. Коминтерна – может быть, не самая красивая, но бесконечно для меня дорогая» (в настоящее время – станция "Александровский сад").

Федорова рассказывала, как тонула в огромных брезентовых куртке и брюках, шахтерской шляпе и сапогах 44-го размера, как работала, наравне с мужчинами, лопатой, кайлом, как грузила породу в огромные бадьи и возила тяжелые тачки. В своей книге «Наверху – Москва» она писала: «Представьте себе проспект Калинина 30-х годов. Темная морозная ночь. Кругом полыхают костры – так мы отогревали мерзлый грунт. Мы делали все. Ставили заборы, грузили на повозки тяжелый булыжник (…). Мерзли, до кровавых мозолей обдирали руки». Федорова замечала, что работать в таких невероятно тяжелых условиях помогал оптимизм, энтузиазм и неуемная комсомольская энергия: «Нас заливало водой, заваливало в забоях, а мы – всем смертям назло – пели веселые песни и как наяву уже видели будущие дворцы-станции с лестницами-чудесницами и голубые молнии – поезда… Мы твердо верили, знали – как ни трудно, а метро построим».


В 1933–1938 гг. Т.В. Таня работала на шахтах Метростроя проходчиком, бетонщицей, а затем и бригадиром. В это время она начала обучение по специальности, в 1941 г. окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и получила квалификацию инженера-строителя по изысканию, проектированию и сооружению тоннелей и метрополитенов.

В годы Великой Отечественной войны Федорова выезжала на фронт, руководила работой на оборонительных рубежах Москвы и строительством объектов Метростроя.

13 декабря 1948 г. Татьяну Викторовну назначили начальником шахты № 20. «Такое назначение – огромное событие в моей жизни. Пожалуй, не только на метро, но и в стране такого еще не бывало, чтобы женщина – и начальник шахты. (…) я работала начальником шахты почти 14 лет и теперь могу сказать, что это были и очень трудные, но и самые счастливые годы моей жизни».

Перед шахтой № 20 стояла большая задача – построить станцию "Новослободская" и вместе с другими, уже работающими шахтами, завершить строительство Большого подземного кольца. Для увеличения скорости работ было решено прокладывать станционные и перегонные тоннели не проходческими щитами (такой метод использовался при строительстве большинства станций метро), а эректорами или тюбингоукладчиками. Станция "Новослободская" была построена в рекордные сроки – за 7 месяцев, в отдельные дни скорость проходки достигала 7 метров. Такая скорость на Метрострое была достигнута впервые, ранее станции сооружались за 15–20 месяцев.

Станция "Новослободская" была спроектирована архитектором А.Н. Душкиным. «Как он любил шахту, как прекрасно знал весь строительный процесс, как тщательно следил за отделочными работами! Говорил: «Я хочу, чтобы мрамор был „надет“ на конструкцию, как лайковая перчатка на руку». И действительно, мраморная облицовка на «Новослободской» идеально «притерта» к стенам», – делилась воспоминаниями Татьяна Викторовна. Витражи и мозаики для подземного вестибюля делал художник Павел Корин: «Я была очень взволнована: прославленный художник, о котором я столько наслышана – и вдруг будет работать на моей станции!». Федорова вспоминала, как он, при спуске в шахту, оробел: «Татьяна-свет-Викторовна, а нет ли у вас другого входа. Все здесь лязгает, неуютно мне что-то…» (…) Павел Дмитриевич, серьезный, самоуглубленный, долго ходил по подземному царству нашей будущей станции. Видимо, уже что-то рисовалось его воображению (…) После утверждения эскиза, где на радужном фоне была изображена женщина в окружении трех детей, в депо «Измайлово» начали набирать мозаику. Как-то, незадолго до открытия станции, приезжаем в депо с Душкиным, Кориным и начальником Метростроя Николаем Алексеевичем Губанковым и видим: работа кропотливая, движется медленно, можно не успеть. Губанков, замечательный инженер, доктор технических наук, профессор, человек огромной литературной эрудиции, был большой шутник. Вот он и говорит: «Павел Дмитриевич, женщина одна, а детей трое. Она их не прокормит. Давайте ей одного ребенка оставим. Чтобы успеть к сроку». Корин поначалу запротестовал, потом согласился».

В 1954–1961 гг. Федорова возглавила строительно-монтажное управление № 3 Метростроя и руководила строительством станций "Киевская" (кольцевая), "Кутузовская", "Первомайская", "Проспект Мира" (кольцевая).

23 августа 1961 г. она была назначена заместителем начальника Мосметростроя и проработала в этой должности до своего выхода на пенсию в июле 1986 г. О своей работе она писала так: «Непривычно мне было первое время в большом кабинете. (…) Правда, засиживаться здесь не приходилось. В шкафу наготове видавшие виды сапоги, привычные комбинезон и телогрейка, и старая любимая шахтерская каска (еще с моей «Новослободской»). В любую минуту наденешь, и в забой».

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится личный фонд Федоровой Т.В. (М-64), документы которого прошли научное описание в 2024 г.

Отложившиеся в фонде документы, в том числе ее переписка, открытки, статьи, интервью, блокноты, заметки, воспоминания, фотографии и даже ее короткие пояснительные пометы, которые она оставляла на документах при сдаче в архив («чудесный человек», «дорогой друг», «славное время»), говорят о ней как о незаурядной личности, обладающей, несмотря на высокое положение и заслуги, редким сочетанием душевной чуткости и простоты некабинетного человека. Это подтверждают и многочисленные воспоминания тех, кто лично знал Татьяну Викторовну. В одном из интервью 1973 г. корреспондент писал: «Разговаривать с Федоровой трудно: ее кабинет – не из тех строгих кабинетов, куда заглядывают осторожно и, увидев, что хозяин занят, прикрывают дверь. К Федоровой всегда идут люди (…) сюда может войти человек с очень знакомыми чертами лица и спросить у нее: «Таня, а помнишь, как мы тебя на станции «Калининская» откапывали? И она вскочит, мгновенно узнавая товарища комсомольской юности».

Фото:
1) Фото № 1: Т.В. Федорова – бригадир на станции метро "Калужская". 1943 г.
Фото № 2: Т.В. Федорова и строители метро в шахте. [1950 г.].
2) Татьяна Федорова (первая) – капитан волейбольной команды спортивного клуба «Каучук». 1932 г.
3) Удостоверения Т.В. Федоровой. [1935 г.], 1972 г.
4) Характеристика на Т.В. Федорову, составленная в Московском институте железнодорожного транспорта. 5 июля 1941 г.
5) Т.В. Федорова (в центре) и строители станции метро "Новослободская" [1952 г.].
Это картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинка