2021-08-02 12:52:38

Новые троллейбусы хотят поставить в Челябинск через год

26
Новые троллейбусы хотят поставить в Челябинск через год. Эксперты сомневаются в этой сделке

Рассказываем, как намерены развивать транспорт и сколько будет стоить проездной

Сейчас на линию выходят троллейбусы, средний возраст которых 23 года

Новые троллейбусы для Челябинска хотят закупить уже в 2022 году

Если концессионное соглашение с «Синара — ГТР Челябинск» будет заключено, ожидается, что в следующем году город получит 40 новых троллейбусов. В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области рассказали 74.RU, как намерены развивать троллейбусное движение, сколько будет стоить проездной, и выразили уверенность, что качество перевозок после того, как придет инвестор, выйдет на новый уровень. Кажется, это благая весть для челябинцев, уставших от насмешек по поводу троллейбусов с «рулем» на крыше. Но эксперты с сомнением смотрят на готовящееся соглашение и говорят о необходимости внимательно отнестись к выбору компании-партнера.

По данным Миндортранса региона, сейчас у Челябинска 234 троллейбуса, из них на ходу только 130. Средний срок эксплуатации этого подвижного состава — 23,4 года.

Для того чтобы троллейбусное движение осуществлялось как нужно, на линию необходимо выводить 158 машин и 10 транспортных средств должны быть в резерве. Фактически же сегодня на линии курсируют от 100 до 120 троллейбусов.

В проекте концессионного соглашения прописана закупка нужного числа троллейбусов — 168 (из них 98 с функцией увеличенного автономного хода без «рогов» до 20 километров). Если соглашение будет подписано, изготовление и поставку подвижного состава будет осуществлять дивизион «Городской общественный транспорт» холдинга «Синара — Транспортные Машины».

Троллейбусы обещают оснастить системами климат-контроля и видеонаблюдения, автоинформаторами, мониторами и информационными табло, специальными аппаратами по продаже разовых проездных билетов и системой информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп. Машины будут полностью низкопольными. Предлагаемая стоимость — 21 миллион рублей за троллейбус без автономного хода и 26 миллионов рублей с автономным ходом.

Производители в большинстве случаев не афишируют стоимость своих машин и предоставляют только цену по запросу от потенциальных покупателей. Мы изучили публикации СМИ в других регионах и можем отметить, что суммы, которые фигурируют в проекте концессионного соглашения, в целом сопоставимы со средними ценами на троллейбусы, которые закупают в других городах страны.

Начало поставок троллейбусов в Челябинск возможно уже к осени следующего года.

— Мы предполагаем, что в 2022 году по предложению концессионера должно появиться 40 троллейбусов, — сообщил 74.RU министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев. — В это же время параллельно должна будет начаться модернизация всех узлов, замена тяговых подстанций, замена контактной сети, реконструкция троллейбусного депо на Свердловском тракте и строительство нового депо на базе существующего трамвайного депо на улице Первой Пятилетки.

Вместе с обновлением подвижного состава в Челябинске прорабатывают возможность запуска и новых троллейбусных маршрутов. Но выход на линию в 2022 году возможен будет только после частичной реконструкции контактной сети и депо.

— По итогам полученных заключений и рекомендаций проектировщиков по вводу в эксплуатацию маршрутов концессионер получит задание, в отношении каких маршрутов осуществление движения необходимо в первую очередь, — рассказали в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта. — Сейчас мы видим знаковые маршруты, проходящие через проспект Ленина либо Комсомольский проспект. На первом этапе возможен ввод не более двух маршрутов с августа-сентября 2022 года, далее по мере реконструкции объектов инфраструктуры будут запускаться другие маршруты.

Троллейбусы на автономном ходу намерены пустить в микрорайон Ньютон, на улицу Мамина и по другим маршрутам. Подробности в ведомстве пока не уточняют.

— Все шаги, которые мы планируем предпринять, соотносятся с транспортной концепцией, принятой не так давно. При этом мы понимаем, что без строительства инфраструктуры обслуживать Челябинск троллейбусом неправильно, — говорит министр дорожного хозяйства и транспорта региона Алексей Нечаев. — В первую очередь сейчас мы должны поработать с Правительством РФ в части получения бюджетного кредита. Доля участия Челябинской области в концессионном соглашении — 4,2 миллиарда рублей (общий предварительный объем инвестиций — 11,5 миллиарда рублей, из них 4,2 миллиарда — это капитальный грант Челябинской области. Не менее 5 миллиардов обязуется привлечь концессионер как за счет собственных, так и за счет заемных средств).

Деньги, привлеченные из бюджета, собираются направить на обновление троллейбусного парка.

— Программа «Безопасные и качественные дороги» — одна из приоритетных на получение федеральных денег на обновление троллейбусного парка, в том числе в проекте соглашения частной концессионной инициативы предусмотрена возможность дозакупки подвижного состава с учетом лизинговых схем по данной программе, — уточнили в Миндортрансе области.

На вопрос, изменится ли стоимость проезда в троллейбусе после заключения концессионного соглашения, в ведомстве ответили:

— В ближайшее время планируется принятие билетного меню на Челябинскую агломерацию. Предполагается, что стоимость разовой поездки по месячному абонементу будет 23 рубля для всех видов общественного транспорта, работающего по регулируемому тарифу.

О повышении стоимости проезда речь пока не идет

По словам генерального директора «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгения Васильева, компания проявляет интерес к модернизации и развитию транспортной инфраструктуры нескольких российских городов, и подача частной инициативы на заключение концессионного соглашения с Челябинской областью — логичный и ожидаемый шаг.

— Сегодня полным ходом идет масштабное строительство трамвайной сети Таганрога — первой в России транспортной концессии, охватывающей транспортную сеть всего города. Проработка «троллейбусной» концессии в Челябинске длилась несколько месяцев, и в случае, если по итогу всех процедур, предусмотренных законом, соглашение будет подписано с «Синара — ГТР Челябинск», мы готовы гарантировать качественное преображение системы общественного транспорта в Челябинске, — заверил Евгений Васильев.

По расчетам «Синара — ГТР», пассажиропоток на троллейбусной сети Челябинска будет постепенно увеличиваться и к 2025 году может достичь 50 миллионов пассажиров в год (сейчас пассажиропоток составляет 25 миллионов пассажиров в год. — Прим. ред.).

Срок действия концессионного соглашения — 15 лет. Решение о его подписании примут 14 сентября (если к этому времени не поступят заявки от других компаний, желающих создать государственно-частное партнерство).

Архитектор-урбанист из Екатеринбурга, основатель сообщества «Живые улицы» Владимир Злоказов считает, что развивать троллейбусное движение необходимо, но важно, какие условия будут прописаны в концессионном соглашении.

— Троллейбус актуален в силу своей экологичности, но его нужно поддерживать в хорошем состоянии: обновлять подвижной состав, поддерживать контактную сеть и тому подобное, — заявил в беседе с корреспондентом 74.RU Владимир Злоказов. — Что касается прибыли, то в общественном транспорте довольно сложно о ней говорить в принципе. Если всё организовано по правилам — водители работают положенное время, транспорт проходит ТО с определенной периодичностью, то это по умолчанию субсидируемая отрасль. Объем субсидий может быть разным: если сеть общественного транспорта организована хорошо и перевозит много пассажиров, субсидии могут быть минимальными, а на каких-то маршрутах даже возможна операционная прибыль. Если сеть работает плохо и ей пользуется мало людей, субсидий потребуется много. Относительно концессий мне представляется, что все эти схемы рождаются из недофинансированности городов. Федеральный бюджет мало инвестирует в развитие транспортных систем, в результате бизнес, чтобы пристроить в том числе свою продукцию, начинает предлагать схемы, которые позволяли бы городам все-таки развивать свой транспорт. Насколько всё это будет работать и не окажется ли город в концессионной кабале впоследствии, будет зависеть от условий соглашения.

Доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта, эксперт ООН Михаил Якимов отмечает, что привлечение инвестора в регион добавит власти политические очки, но и принесет с собой большие риски.

— Я не верю, что проекты концессий в развитии системы городского пассажирского транспорта общего пользования не имеют под собой внятного экономического обоснования. Но можно обратить внимание на то, что обсуждаемые проекты концессий в различных городах в области развития трамвайного, троллейбусного, автобусного движения представляют собой предложения организаций, занимающихся производством техники, подвижного состава. И здесь есть небольшой нюанс, — говорит Михаил Якимов. — Если концессии, например, в инфраструктурном развитии, в дорожном строительстве складываются в том, что концессионер строит автомобильные дороги, и им выступает именно строительная или проектная организация, которая умеет качественно проектировать и строить дороги. В области эксплуатации транспорта общего пользования нужны другие компетенции, не те, которые есть сейчас у существующих концессионеров.

Эксперт отмечает, что компания, которая вышла к властям Челябинской области с концессионным предложением, собирается в первую очередь заработать на том, что загрузит свои производственные мощности.

— При этом надо сказать, что сумма 11 миллиардов — вполне подъемная для бюджета Челябинской области. И сейчас в Правительстве РФ рассматривают проект распространения института федеральных инфраструктурных кредитов, которые распределяются по регионам на создание и развитие инфраструктуры, в том числе и транспортной. И эти 11 миллиардов могут быть заемными средствами не у частной компании, а у федерального бюджета, что гораздо больше соответствует нынешнему экономическому тренду, — считает Михаил Якимов. — Кроме того, в области развития транспортной системы городов, безопасной и устойчивой работы транспортной системы крайне важно предусмотреть и зафиксировать будущие риски организатора транспортного обслуживания населения. И если с экономическими рисками всё можно описать в рамках договора концессии, например штрафные санкции за несоблюдение поставок транспортных средств или несоблюдение расписания движения в будущем, когда эти транспортные средства уже выйдут на линию, то политические риски очень тяжело купировать и переложить на плечи частной организации. А политических рисков может быть гораздо больше. Они могут быть гораздо серьезнее для органов власти. И такие прецеденты уже были, когда заключается крупный договор концессии, государственно-частного партнерства или просто выполнения работ, и компания разоряется. Из-за этого в городе отсутствует инфраструктурный объект — мост или набережная, а, может быть, останавливается работа всего троллейбусного парка, и эти риски трудно компенсировать какими-то единовременными вливаниями. Всё это ведет к очень серьезным политическим потрясениям как в городе, так и в регионе. В связи с этим мое мнение: необходимо привлекать не большие инвестиции конкретного крупного инвестора, а привлекать в отрасль пассажирских перевозок большее количество компаний и шире использовать малый и средний бизнес для организации конкурентной среды на рынке пассажирских перевозок.

По словам нашего собеседника, в нескольких регионах пробуют внедрять такие системы концессии — в Санкт-Петербурге и Таганроге, но пока еще рано говорить о каких-либо итогах, так как это длительные проекты. Их срок реализации еще не подошел.

— Добавлю, что читателям надо обратить внимание, что слово концессия — это про инфраструктуру, которая остается у концедента (Челябинской области. — Прим. ред.). Она всегда на его территории, ее невозможно перенести. В проектах концессии закупки развития подвижного состава не существует, потому что он передвижной. Он может быть сегодня здесь, а завтра — в другом месте, — объясняет Михаил Якимов. — И если речь идет именно о концессии троллейбусного движения, то это, в первую очередь, строительство инфраструктуры — депо, тяговых подстанций, контактных сетей, подвесов, а совсем не закупка подвижного состава. И тут нужно очень внимательно подходить к выбору концессионера.

С предложением заключить концессионное соглашение с региональными властями выступило ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Челябинск». Это общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано чуть больше месяца назад, 15 июня 2021 года, в Москве. Его учредитель — ООО «Синара — Городские Транспортные Решения». На 50 процентов компанией владеет АО «Группа Синара» (принадлежит миллиардеру Дмитрию Пумпянскому).

Дмитрий Пумпянский проявил интерес заняться развитием электрического транспорта в Челябинске

Дмитрий Пумпянский — президент «Группы Синара» и председатель совета директоров «Трубной металлургической компании». По данным РБК, холдинг «Синара-Транспортные Машины» (входит в «Группу Синара») в 2020 году приобрел 49% петербургского предприятия «Вагонмаш». Предполагается, что «Вагонмаш» станет одной из ключевых производственных площадок совместного предприятия «Синара-Шкода» (СП), ориентированного на проектирование, производство, ввод в эксплуатацию, продажу и сервисное обслуживание современного городского транспорта: электропоездов для метро, трамваев, троллейбусов и электробусов. В соседнем Екатеринбурге у «Синары» несколько крупных проектов. В частности, группа компаний строит там общежития и еще ряд объектов к Универсиаде, а Пумпянский возглавил совет директоров футбольного клуба «Урал».

ООО «Синара — Городские транспортные решения» («Синара-ГТР») год назад создал холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) совместно с ООО «Региональные концессионные компании» (РКК). Акционерный капитал предприятия распределен между компаниями в равных долях — по 50%.

Компания нацелена на развитие общественного транспорта в разных регионах России. В числе крупных городов, в которых планируется ее работа, — Екатеринбург, Волгоград, Курск, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск.

Ранее стало известно, что компания олигарха Дмитрия Пумпянского за миллиард рублей поставит Челябинску 30 новых трамваев. Мы разбирались в подробностях этого крупного контракта и других перспективах «Синары» в транспортной сфере Южного Урала.

Весной транспортную реформу и интерес к ней миллиардера Пумпянского мы обсудили в интервью с министром дорожного хозяйства и транспорта региона Алексеем Нечаевым.

https://74.ru/text/transport/2021/08/02/70052744/
Это картинкаЭто картинкаЭто картинка