2018-11-18 20:03:02
«Сделаны на века»: водитель трамвая — о том, почему чешские вагоны Tatra лучше новых низкопольных
28
«Сделаны на века»: водитель трамвая — о том, почему чешские вагоны Tatra лучше новых низкопольных
На днях администрация Екатеринбурга решила приобрести для трамвайного парка нашего города четыре новых вагона.
Для горожан, пользующихся общественным транспортом, это всегда радостная весть. Износ трамвайного парка в Екатеринбурге существенный. В нашем городе до сих пор ездят трамваи, выпущенные во времена Советского Союза. Самая старая модель Tatra T3. Но пора ли этой чешской «пенсионерке» на покой? Дадим слово водителю, который много лет проработал в ТТУ именно на этой модели. Он захотел остаться анонимным, но привел аргументы того, почему старые трамваи нужно сохранить. Как ни крути, а Tatra в транспортной истории Екатеринбурга — уже легенда.
«Я ничего не имею против обновления подвижного состава. Это нормальное явление для любого города, где есть этот вид электрического транспорта. Но считаю, что нельзя списывать вагоны, которые пусть и были выпущены давно, но сконструированы на века. Чешские производители делали вагоны для того, чтоб они перевозили людей, а не стояли на выставках и не шли на слом. Вагоны Tatra T3 легко ремонтируются, а если ломаются — то из-за плохих запчастей, невнимательности водителя или слесаря.
Меня устраивает ездить на старом татровском вагоне. К примеру, многие мелкие технические неисправности можно починить на линии, чего невозможно сделать на новых вагонах. С чешскими вагонами легко в мороз: пришёл, включил, сел и поехал. В современных вагонах капризная к морозу электроника отказывается работать.
Я не вижу смысла уничтожать то, что ещё спокойно проездит пару десятков лет или даже больше. Главное не возраст, главное — техническое состояние и обслуживание. В некоторых европейских городах есть трамваи, которым по 60–80 лет. Они как ездили раньше, так и ездят сейчас.
Скажу больше: в советское время не каждому городу посчастливилось получить чешские вагоны. Когда создали вагон Tatra Т3, советские производители в спешке начали разрабатывать новую модель, чтобы опередить конкурентов. По качеству они не особо обогнали, а вот по количеству — на несколько тысяч штук. Я про вагоны семейства КТМ-5, которые по сей день являются главным трамваем в России. Их сделали такими же неубиваемыми, как вагоны у чехов.
Хотя даже неубиваемое можно убить — просто списать. От того, что в нашем городе будут одни новые вагоны, — лучше в трамвайной системе не станет, это я вам говорю как водитель. Есть, конечно, и вагоны Tatra, которые уже не могут дальше жить из-за треснувшей рамы или деформации кузова после серьёзного ДТП. По остальным я не вижу, что они собрались «умирать», но, скорее всего, им просто помогут прекратить существование. Чтобы Tatra ездили дальше и не знали проблем, их нужно утеплить и осовременить некоторые детали. Об утеплении вообще можно сказать многое. Недостаток у Tatra — это большие теплопотери. Связано это даже не с открытием дверей на остановках, а со сквозняками во время движения через двери и неутепленную крышу, а также с неправильной работой печек. Давно хочу, чтоб у меня в вагоне все сделали по-человечески.
Люди, конечно же, хотят что-то новое, но они не понимают, что новый трамвай на остановке будут ждать так же, как и старый. В новом они будут столько же ехать, сколько и в старом.
Всегда хотел, чтоб в городе были двухсторонние трамваи, как метро и электрички, вот именно за этими трамваями будущее, где кабины с двух сторон, двери с двух сторон, можно сохранить движение в любой ситуации, чего невозможно сделать с односторонними. Простой пример: если от улицы Кузнецова до Лукиных где-нибудь по каким-либо причинам разобрать три метра рельсов, к примеру, чтобы трубы менять или еще что-то, почти весь Уралмаш останется без трамвая, при двухсторонней системе можно доехать до разобранного участка и поехать по этому же пути обратно или, если есть съезд, на другой путь. Движение будет сохранено! А всё неудобство пассажирам — это пройти сто метров до следующего сохранённого участка движения.
Чтобы трамваи в городе ездили лучше, нужно переосмыслить: что такое трамвай и как он может ездить. Мало кто знает, трамвай — это такой же железнодорожный состав, как поезд или метро, просто более упрощенный, у нас даже половина правил — железнодорожные. Недостаток в том, что почти все города воспринимают его как автобус на рельсах, это неправильно: пока это так, у трамвая призрачные перспективы развития. Можно закупить много современных вагонов, но нерешенные проблемы останутся.
А представьте, сколько денег на это уйдет? Это несколько миллиардов. Если уж и хочется вложить деньги в трамвай, то считаю, что лучше заменить старые пути, где это просто необходимо, реконструировать конечные, добавить путей на них: их настолько мало, что от двух-трёх путей на большой поток вагонов — толку никакого. Часто удивляюсь, каким образом на однопутном кольце по улице Волгоградской разъезжаются аж три маршрута.
И поверьте, я за то, чтобы парк постепенно обновлялся. Пусть приходит новая техника, но не так, чтобы списывать все старые вагоны разом. А если уж и хочется, чтоб всё было новое, то пусть Tatra стоят где-нибудь на базе запаса, как на железной дороге стоят паровозы и старые локомотивы. Списывать заслуженные, но работоспособные вагоны несправедливо. Памятник вагону Tatra T3 просто обязан быть в нашем городе, ведь это символ слову «трамвай».
В этом году мы уже осматривали новый трамвай Уралтрансмаша и рассказывали о его плюсах и минусах. Он дает представление о том, какие вагоны будут ездить в Екатеринбурге в ближайшие годы. Один из новых вагонов недавно тестировали на линии под нагрузкой: он катался по городу, перевозя мешки с песком.
На днях администрация Екатеринбурга решила приобрести для трамвайного парка нашего города четыре новых вагона.
Для горожан, пользующихся общественным транспортом, это всегда радостная весть. Износ трамвайного парка в Екатеринбурге существенный. В нашем городе до сих пор ездят трамваи, выпущенные во времена Советского Союза. Самая старая модель Tatra T3. Но пора ли этой чешской «пенсионерке» на покой? Дадим слово водителю, который много лет проработал в ТТУ именно на этой модели. Он захотел остаться анонимным, но привел аргументы того, почему старые трамваи нужно сохранить. Как ни крути, а Tatra в транспортной истории Екатеринбурга — уже легенда.
«Я ничего не имею против обновления подвижного состава. Это нормальное явление для любого города, где есть этот вид электрического транспорта. Но считаю, что нельзя списывать вагоны, которые пусть и были выпущены давно, но сконструированы на века. Чешские производители делали вагоны для того, чтоб они перевозили людей, а не стояли на выставках и не шли на слом. Вагоны Tatra T3 легко ремонтируются, а если ломаются — то из-за плохих запчастей, невнимательности водителя или слесаря.
Меня устраивает ездить на старом татровском вагоне. К примеру, многие мелкие технические неисправности можно починить на линии, чего невозможно сделать на новых вагонах. С чешскими вагонами легко в мороз: пришёл, включил, сел и поехал. В современных вагонах капризная к морозу электроника отказывается работать.
Я не вижу смысла уничтожать то, что ещё спокойно проездит пару десятков лет или даже больше. Главное не возраст, главное — техническое состояние и обслуживание. В некоторых европейских городах есть трамваи, которым по 60–80 лет. Они как ездили раньше, так и ездят сейчас.
Скажу больше: в советское время не каждому городу посчастливилось получить чешские вагоны. Когда создали вагон Tatra Т3, советские производители в спешке начали разрабатывать новую модель, чтобы опередить конкурентов. По качеству они не особо обогнали, а вот по количеству — на несколько тысяч штук. Я про вагоны семейства КТМ-5, которые по сей день являются главным трамваем в России. Их сделали такими же неубиваемыми, как вагоны у чехов.
Хотя даже неубиваемое можно убить — просто списать. От того, что в нашем городе будут одни новые вагоны, — лучше в трамвайной системе не станет, это я вам говорю как водитель. Есть, конечно, и вагоны Tatra, которые уже не могут дальше жить из-за треснувшей рамы или деформации кузова после серьёзного ДТП. По остальным я не вижу, что они собрались «умирать», но, скорее всего, им просто помогут прекратить существование. Чтобы Tatra ездили дальше и не знали проблем, их нужно утеплить и осовременить некоторые детали. Об утеплении вообще можно сказать многое. Недостаток у Tatra — это большие теплопотери. Связано это даже не с открытием дверей на остановках, а со сквозняками во время движения через двери и неутепленную крышу, а также с неправильной работой печек. Давно хочу, чтоб у меня в вагоне все сделали по-человечески.
Люди, конечно же, хотят что-то новое, но они не понимают, что новый трамвай на остановке будут ждать так же, как и старый. В новом они будут столько же ехать, сколько и в старом.
Всегда хотел, чтоб в городе были двухсторонние трамваи, как метро и электрички, вот именно за этими трамваями будущее, где кабины с двух сторон, двери с двух сторон, можно сохранить движение в любой ситуации, чего невозможно сделать с односторонними. Простой пример: если от улицы Кузнецова до Лукиных где-нибудь по каким-либо причинам разобрать три метра рельсов, к примеру, чтобы трубы менять или еще что-то, почти весь Уралмаш останется без трамвая, при двухсторонней системе можно доехать до разобранного участка и поехать по этому же пути обратно или, если есть съезд, на другой путь. Движение будет сохранено! А всё неудобство пассажирам — это пройти сто метров до следующего сохранённого участка движения.
Чтобы трамваи в городе ездили лучше, нужно переосмыслить: что такое трамвай и как он может ездить. Мало кто знает, трамвай — это такой же железнодорожный состав, как поезд или метро, просто более упрощенный, у нас даже половина правил — железнодорожные. Недостаток в том, что почти все города воспринимают его как автобус на рельсах, это неправильно: пока это так, у трамвая призрачные перспективы развития. Можно закупить много современных вагонов, но нерешенные проблемы останутся.
А представьте, сколько денег на это уйдет? Это несколько миллиардов. Если уж и хочется вложить деньги в трамвай, то считаю, что лучше заменить старые пути, где это просто необходимо, реконструировать конечные, добавить путей на них: их настолько мало, что от двух-трёх путей на большой поток вагонов — толку никакого. Часто удивляюсь, каким образом на однопутном кольце по улице Волгоградской разъезжаются аж три маршрута.
И поверьте, я за то, чтобы парк постепенно обновлялся. Пусть приходит новая техника, но не так, чтобы списывать все старые вагоны разом. А если уж и хочется, чтоб всё было новое, то пусть Tatra стоят где-нибудь на базе запаса, как на железной дороге стоят паровозы и старые локомотивы. Списывать заслуженные, но работоспособные вагоны несправедливо. Памятник вагону Tatra T3 просто обязан быть в нашем городе, ведь это символ слову «трамвай».
В этом году мы уже осматривали новый трамвай Уралтрансмаша и рассказывали о его плюсах и минусах. Он дает представление о том, какие вагоны будут ездить в Екатеринбурге в ближайшие годы. Один из новых вагонов недавно тестировали на линии под нагрузкой: он катался по городу, перевозя мешки с песком.