2019-09-23 20:09:16
ЗАКРЫТЫЕ СТАНЦИИ МОСКОВСКОГО МЕТРО
17
ЗАКРЫТЫЕ СТАНЦИИ МОСКОВСКОГО МЕТРО
Первой закрытой московской станцией стала «Кировская» (сейчас «Чистые пруды»). В августе 1941 года на ней перестали останавливаться поезда, а посадочные платформы были огорожены деревянными щитами. На станции разместились Генштаб и ГКО. Из-за неудовлетворительного состояния Лужнецкого моста почти два десятилетия не действовала станция «Ленинские («Воробьевы») горы». Неоднократно закрывались имеющие один выход станции глубокого заложения на время капремонта эскалаторов. Но нас интересуют случаи, когда пассажирское движение на той или иной станции закрывалось из-за изменения маршрутов. Таких случаев мы вспомнили пять.
1. Староарбатская линия. В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. Строительство не афишировалось в прессе, вплоть до самого открытия сообщения о строительстве были обезличены: названия станций не приводились, отсутствовали какие-либо топографические привязки, а сам радиус назывался просто «новым радиусом». 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская». Станции Староарбатского радиуса были закрыты. В дальнейшем пути радиуса использовались для хранения трофейных берлинских вагонов типа В, а станции — в качестве складских помещений. Здесь же, на закрытой линии, проводились испытания модернизированных вагонов В-2. Уже в 1958 году участок возобновил работу в составе новой Арбатско-Филевской линии «Калининская» - «Кутузовская».
2. Первая «Первомайская». 5 ноября 1954 г. открылась первая в Москве наземная станция — «Первомайская», сооружённая в крайнем северном нефе электродепо ТЧ-3 «Измайлово». С северной стороны депо был пристроен наземный вестибюль станции. Уже в 1957 г. было признано, что ст. «Первомайская» не справляется с пассажиропотоком, и было принято решение о продлении линии от портала тоннелей до ст. «11-я Парковая» с закрытием ст. «Первомайская». 12 октября 1961 г. ст. «Первомайская» в депо «Измайлово» прекратила работу, став первой закрытой станцией метро в СССР. Не повезло жителям домов в районе Измайловской площади – метро в шаговой доступности от них ушло навсегда.
3. Наземная «Калужская». 15 апреля 1964 г. Калужская линия была продлена от ст. «Новые Черёмушки» до наземной ст. «Калужская». Она представляла собой отдельно стоящий крытый неф электродепо ТЧ-5 «Калужское», в котором была сооружена платформа и вестибюль. Поезда приходили на оба тупиковых пути через перекрёстный съезд перед станцией. 12 августа 1974 г. был открыт участок от ст. «Новые Черёмушки» до ст. «Беляево» с промежуточной подземной ст. «Калужская», заменившей собой наземную.
4. «Деловой центр» Солнцевской линии. История разворачивалась на наших глазах. Открыли в конце января 2014 года, закрыли в феврале 2018, одновременно открыв станцию-близнец на БКЛ. В ближайшие годы будет вновь открыта для маршрута «Деловой центр» - «Рассказовка».
5. «Каховская». Первая попытка закрыть ее была предпринята в конце 1984 года, когда открывали участок «Каширская» - «Орехово». План был такой: ГЗЛ пойдет от «Речного» до «Орехова», челноки от «Каширской» до «Варшавской», а «Каховскую» закрыть! Уже даже висели разъяснительные плакаты про компенсационные маршруты автобусов. Но москвичи завалили тогдашние партийные и исполнительные органы возмущенными письмами. Метрополитен тяжело вздохнул и организовал вилочное движение. Но от судьбы не уйдешь. 31 марта этого года в связи со строительством БКЛ станцию все-таки закрыли. А с сегодняшнего дня станция "Каховская" и участок Каховской линии от ПК 0163+88,3 (тупики) до ПК 0147+60 (съезды в депо) выведены из эксплуатации. Отныне это не метрополитен, а объект строительства. Надеемся в 2021 году увидеть новую «Каховскую» в составе Большой кольцевой линии метро.
Использованы многие факты из материалов сайта «Метрострой» Андрея Сурикова и ЖЖ yapet (https://yapet.livejournal.com/313688.html)
Фото «Каховской»: https://vk.com/wall-54622142_106187?from=notifications
Первой закрытой московской станцией стала «Кировская» (сейчас «Чистые пруды»). В августе 1941 года на ней перестали останавливаться поезда, а посадочные платформы были огорожены деревянными щитами. На станции разместились Генштаб и ГКО. Из-за неудовлетворительного состояния Лужнецкого моста почти два десятилетия не действовала станция «Ленинские («Воробьевы») горы». Неоднократно закрывались имеющие один выход станции глубокого заложения на время капремонта эскалаторов. Но нас интересуют случаи, когда пассажирское движение на той или иной станции закрывалось из-за изменения маршрутов. Таких случаев мы вспомнили пять.
1. Староарбатская линия. В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. Строительство не афишировалось в прессе, вплоть до самого открытия сообщения о строительстве были обезличены: названия станций не приводились, отсутствовали какие-либо топографические привязки, а сам радиус назывался просто «новым радиусом». 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская». Станции Староарбатского радиуса были закрыты. В дальнейшем пути радиуса использовались для хранения трофейных берлинских вагонов типа В, а станции — в качестве складских помещений. Здесь же, на закрытой линии, проводились испытания модернизированных вагонов В-2. Уже в 1958 году участок возобновил работу в составе новой Арбатско-Филевской линии «Калининская» - «Кутузовская».
2. Первая «Первомайская». 5 ноября 1954 г. открылась первая в Москве наземная станция — «Первомайская», сооружённая в крайнем северном нефе электродепо ТЧ-3 «Измайлово». С северной стороны депо был пристроен наземный вестибюль станции. Уже в 1957 г. было признано, что ст. «Первомайская» не справляется с пассажиропотоком, и было принято решение о продлении линии от портала тоннелей до ст. «11-я Парковая» с закрытием ст. «Первомайская». 12 октября 1961 г. ст. «Первомайская» в депо «Измайлово» прекратила работу, став первой закрытой станцией метро в СССР. Не повезло жителям домов в районе Измайловской площади – метро в шаговой доступности от них ушло навсегда.
3. Наземная «Калужская». 15 апреля 1964 г. Калужская линия была продлена от ст. «Новые Черёмушки» до наземной ст. «Калужская». Она представляла собой отдельно стоящий крытый неф электродепо ТЧ-5 «Калужское», в котором была сооружена платформа и вестибюль. Поезда приходили на оба тупиковых пути через перекрёстный съезд перед станцией. 12 августа 1974 г. был открыт участок от ст. «Новые Черёмушки» до ст. «Беляево» с промежуточной подземной ст. «Калужская», заменившей собой наземную.
4. «Деловой центр» Солнцевской линии. История разворачивалась на наших глазах. Открыли в конце января 2014 года, закрыли в феврале 2018, одновременно открыв станцию-близнец на БКЛ. В ближайшие годы будет вновь открыта для маршрута «Деловой центр» - «Рассказовка».
5. «Каховская». Первая попытка закрыть ее была предпринята в конце 1984 года, когда открывали участок «Каширская» - «Орехово». План был такой: ГЗЛ пойдет от «Речного» до «Орехова», челноки от «Каширской» до «Варшавской», а «Каховскую» закрыть! Уже даже висели разъяснительные плакаты про компенсационные маршруты автобусов. Но москвичи завалили тогдашние партийные и исполнительные органы возмущенными письмами. Метрополитен тяжело вздохнул и организовал вилочное движение. Но от судьбы не уйдешь. 31 марта этого года в связи со строительством БКЛ станцию все-таки закрыли. А с сегодняшнего дня станция "Каховская" и участок Каховской линии от ПК 0163+88,3 (тупики) до ПК 0147+60 (съезды в депо) выведены из эксплуатации. Отныне это не метрополитен, а объект строительства. Надеемся в 2021 году увидеть новую «Каховскую» в составе Большой кольцевой линии метро.
Использованы многие факты из материалов сайта «Метрострой» Андрея Сурикова и ЖЖ yapet (https://yapet.livejournal.com/313688.html)
Фото «Каховской»: https://vk.com/wall-54622142_106187?from=notifications