2018-12-24 20:20:01

Это Э-бус: водим газовский автобус на электричестве

38
Это Э-бус: водим газовский автобус на электричестве. Часть 1.

Пожалуй, нет московского издания, которое бы не написало про амбициозный проект поставки электробусов в столицу. Но я стал первым журналистом, которому доверили сесть за руль новенького электрического автобуса Группы ГАЗ. И как бывший ученик Мосгортранса скажу: отличия от привычных ЛиАЗов — огромные!

Говорить, что мир пересаживается с автобусов и троллейбусов на электробусы, по меньшей мере опрометчиво. Потому что в этом вопросе наблюдаются два полюса: на одном — Китай, где электробусы выпускаются десятками тысяч. Только Yutong в последнее время ежегодно производит 25—26 тысяч автобусов на «новой энергии» (в том числе гибриды и машины на топливных элементах), в основном для своей же страны. Под стать и объемы заказов: только Харбин минувшим летом всего за месяц получил 600 электро-Ютонгов.

На другом полюсе — консервативная Европа, которая тем не менее активно экспериментирует. Здесь самый большой парк из ста электробусов — в Амстердаме, где между городом и аэропортом, а также по окрестностям курсирует сто «гармошек» VDL Citea Electric.

Но, скажем, Берлин только что купил по 15 электробусов Mercedes eCitaro и их польских аналогов Solaris. И одновременно заключил мегаконтракт на поставку 950 дизельных Citaro! А финны только в августе следующего года запустят первую пару электробусов VDL по Хельсинки — в дополнение к 12 машинам Linkker местного производства.

Похожая ситуация в Прибалтике: туда два электробуса придут лишь в третьем квартале 2019 года (их поставит в Юрмалу Solaris). Тем временем Рига и Вильнюс массово закупают у этой же фирмы обычные автобусы, а Каунас заказал 85 троллейбусов Solaris. Не собирается полностью отказываться от троллейбусных проводов и Центральная Европа: на выставке IAA, прошедшей осенью в Ганновере, красовался футуристический IVECO Crealis с приставкой In-Motion-Charging, «подзарядка аккумуляторов в движении», — это троллейбус с автономным ходом, и на него есть заказы.

Так что электробусы скорее вишенка на торте в угоду политикам и экологам, вот только в Москве она очень масштабная.

Столица денег на транспорт не жалеет — правда, троллейбусов это уже не касается. Судя по документам госзакупок, их последние поставки были в конце 2016 года, а женщин-троллейбусниц массово перепрофилируют на учебно-курсовом комбинате Мосгортранса на водителей автобусов (и электробусов в том числе). Кстати, основная проблема троллейбусниц — не умеют ездить задним ходом, ведь их транспорт движется только вперед!

Так вот, с обновлением обычного автобусного парка в городе все просто прекрасно. В нынешнем году Мосгортранс оплатил поставку 181 газового ЛиАЗа, а еще до 2020-го столица купит 454 дизельных ЛиАЗа и 566 одиночных ­КАМАЗов (камазовцам удалось-таки продавить столичные власти — возможно, после контракта на электробусы). Итого в город придет больше тысячи новеньких автобусов на общую сумму 18,5 млрд рублей. Конечно, на фоне состояния автобусов в других городах это напоминает традиционную в Москве перекладку плитки или бордюров.

Первая партия электробусов, которая сейчас поступает в город, обошлась примерно в шесть миллиардов. Если считать в лоб, то на эти деньги можно взять 600 дизельных ЛиАЗов с рестайлингом или — тсс, мы этого не говорили — 350 троллейбусов ТролЗа с увеличенным ходом, то есть с возможностью двигаться только на аккумуляторах (такие машины закупил Питер к прошедшему чемпионату мира по футболу).

Ну а на деле будет куплено двести электробусов, по сотне у Группы ГАЗ, которой принадлежит Ликинский автобусный завод, и КАМАЗа. Каждый обошелся в 33 млн 554 тысячи 640 рублей и еще 66 копеек — как три с лишним автобуса. Эта цена кажется безумной, хотя, скажем, Mercedes eCitaro почти в два раза дороже. При этом в цену столичных электробусов входят еще и фирменные сервис и ремонт на протяжении 15 лет — то есть весь срок жизни машин.

В комплект московской поставки входят еще и ультрабыстрые зарядные устройства — в виде здоровенных серебристых будок (у ГАЗа) или более компактных синих шкафов (у КАМАЗа) со столбами, под которыми «заправляются» электробусы. Их пока будет 31 штука, каждая по 12 млн 690 тысяч рублей. Одно зарядное устройство, тоже с учетом 15-летнего обслуживания, стоит почти как современная лиазовская дизельная «гармошка»!

Тут надо сделать отступление: когда власти Москвы только раздумывали о покупке электробусов, ни о каких воздушных устройствах речи не шло — считалось, что ночная зарядка в парке от розетки на 380 В предпочтительнее с точки зрения инфраструктуры.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Материал взят с сайта https://autoreview.ru
Это картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинкаЭто картинка